Сербские студенты бросают вызов власти Вучича спустя 13 лет его правления

Сербские студенты бросают вызов власти Вучича спустя 13 лет его правления
Сербские студенты бросают вызов власти Вучича спустя 13 лет его правления
С начала июля по всей Сербии продолжается акция гражданского неповиновения и «тотальной блокады страны», организованная преимущественно студентами.

Протесты, начавшиеся в ноябре 2024 года после гибели 16 человек на железнодорожной станции в городе Нови-Сад, стали самым серьезным испытанием для президента Александра Вучича.

Полиция задерживает более сотни активистов в день, но ей не удается погасить выступления, проходящие под лозунгом досрочных выборов и борьбы с коррупцией. Некоторые активисты попали в больницы с переломами, а среди задержанных немало несовершеннолетних. Вучич обвиняет своих противников в «терроризме» и «подрыве конституционного строя», игнорируя призывы расследовать факты применения силы полицией.

Эксперты считают, что положить конец 13-летнему правлению Вучича не так уж просто: у системы есть запас прочности, а оппозиция крайне слаба, в отличие от ситуации 2000 года, когда рухнул режим Слободана Милошевича. Но пока студентов это не останавливает.

Оппозиция меняет тактику

После жесткой полицейской акции и массовых задержаний в Белграде и других городах Сербии в ночь на 3 июля студенты развернули кампанию гражданского неповиновения и «тотальной блокады страны». Основной метод борьбы — «мобильные блокады»: перекрытие дорог и создание баррикад из мусорных контейнеров и металлических ограждений. Протестующие быстро перемещаются, и пока полиция громит баррикады и хватает активистов на одном участке, в нескольких сотнях метров уже выстраиваются новые заграждения.

Протестующие возводят на дорогах баррикады qqdidzxiqzziqeusld

Протестующие возводят на дорогах баррикады

Протесты (хоть и в разной степени) распространились на все значимые города: Белград, Нови-Сад, Ниш, Чачак, Ужице, Вране, Смедерево, Крагуевац, Шабац, Заечар, Крушевац, Панчево, Валево... В последние дни снова не обошлось без столкновений и задержаний. Протест принимает самые разные формы. Где-то возводят мощные баррикады, а где-то просто ходят по зебре туда и обратно или брызгают из водяных пистолетов, демонстрируя телекамерам реальную степень «террористической угрозы».

Студенты подходят к делу креативно: воскресный отдых на пляже в Сремска-Митровице (75 км от Белграда) сопровождали свистки и желто-голубой дым, а на приплывшей лодке было написано «Хватит лжи!». Обо всех акциях организаторы заранее сообщают в соцсетях, придумывая для них забавные названия типа «пассивно-активная блокадочка». Полиции не до шуток: в эти дни жара под 40, но приходится работать при полном снаряжении и с закрытыми лицами.

В пику протестующим на днях Вучич помиловал четверых активистов правящей Сербской прогрессивной партии (СПП) по уголовным обвинениям в нападении с бейсбольными битами на студентов в Нови-Саде в ночь с 27 на 28 января. Оппоненты власти комментируют это решение как «попытку спровоцировать гражданскую войну» и «прямой призыв к головорезам атаковать всех, кто думает и говорит свободно».

Житель Белграда Илия, активно участвовавший в протестах еще в 1990-е и 2000-е, поделился с The Insider своими впечатлениями от происходящего:

«Очень многим сербам Вучич надоел своей манерой поведения. Дело даже не в том, что именно он говорит и делает, а как. Его постоянные обращения к нации по очередному “судьбоносному вопросу“ многих приводят в бешенство. Я хорошо помню эпоху Милошевича и должен сказать, что при всех проблемах тех лет у него была хоть какая-то харизма, Вучич же полностью ее лишен. Он всё под себя подмял, хотя по конституции должность президента — чисто представительская.

Вучича явно ошеломил масштаб протестов, и он, как у нас выражаются, утратил компас. Обвинил студентов в терроризме и сказал, что напишет книгу о том, как победил “цветную революцию“! В соцсетях ему сейчас советуют написать бестселлер “Как студенты имели меня со дня святого Дмитрия до дня святого Вита ———».

Самое серьезное испытание

Эксперты в Сербии обсуждают различные варианты развития событий: от подавления протестов и усиления репрессий до объявления досрочных выборов с участием кандидатов, поддерживаемых протестующими. Однако многие указывают, что Вучичу, который ранее неоднократно прибегал к досрочному голосованию для подтверждения своего доминирования на политической сцене и подавления оппонентов, именно сейчас выборы невыгодны.

Политолог Игор Новакович, директор по исследованиям Центра международной политики и безопасности в беседе с The Insider назвал нынешние протесты, «самым серьезным вызовом для власти Александра Вучича». «Протесты идут уже более восьми месяцев, и нет признаков их ослабления, хотя обычно после нескольких месяцев желание протестовать уменьшается», — отмечает эксперт.

Основные требования протестующих сводятся к обеспечению верховенства закона и проведению досрочных выборов, но пока неясно, состоятся ли они. «Вучич сейчас говорит, что выборов не будет до конца 2026 года, когда должна завершиться подготовка к всемирной выставке Expo-2027. Между тем ситуация сейчас настолько нестабильна, а протест настолько децентрализован, что делать прогнозы о сроках невозможно», — поясняет Новакович.

Протестующие пока не представили собственный список кандидатов для будущих выборов, но некоторые оппозиционные партии уже заявили о полной поддержке студенческого движения. Среди тех, кто мог бы возглавить такой «протестный список», называют ректора Белградского университета Владана Джокича, рассказывает Новакович.

Владан Джокич

Владан Джокич

Владан Джокич был среди выступающих на массовом митинге на площади Славия в Белграде 28 июня. Он — один из членов академического сообщества, которые с самого начала поддержали студенческие блокады. В середине апреля Джокича вызвали в полицию на допрос по делу о злоупотреблении служебным положением. А в конце июня Вучич обвинил ректора в «терроризме» и «попытке разрушения государства». Некоторые сподвижники президента открыто призывают арестовать Джокича.

С чего все началось

Массовые протесты начались после того, как 1 ноября в результате обрушения навеса на железнодорожном вокзале Нови-Сада погибли 16 человек. Эту трагедию многие увязали с проблемой коррупции, поскольку вокзал был лишь недавно реконструирован.

Ремонт продолжался три года, а торжественное открытие вокзала происходило дважды. В марте 2022 года приглашали премьера Венгрии Виктора Орбана, хотя реконструкция еще не была завершена. Вторая церемония состоялась в июле 2024 года, — за четыре месяца до обрушения навеса. Официально все работы были проведены «по европейским стандартам», а реализацией проекта занимался консорциум китайских компаний.

Ремонт вокзала продолжался три года, а торжественное открытие происходило дважды

Поначалу власти сообщали, что реконструкция не касалась конкретно навеса. Однако фотографии и документы, проанализированные специалистами, опровергают эти высказывания. Работы частично продолжались до момента трагедии. В отчете за сентябрь 2024 года среди прочего говорилось о необходимости «срочно увеличить» количество рабочих для устранения дефектов и недоделок.

Обрушение навеса на вокзале в Нови-Саде привело к массовым протестам

Обрушение навеса на вокзале в Нови-Саде привело к массовым протестам

Прокуратура в конце 2024 года предъявила 13 лицам обвинение в преступлении против общественной безопасности. Среди обвиняемых — бывший министр строительства, транспорта и инфраструктуры Горан Весич и его помощница Анита Димоски, а также бывший директор публичной компании «Инфраструктура железных дорог Сербии» Елена Танаскович. Позднее по подозрению в коррупции арестовали несколько человек, связанных с этой компанией. 28 января 2025 года премьер-министр страны Милош Вучевич подал в отставку.

Обвинения в коррупции

Хотя количество арестов и судебных преследований за коррупцию выросло в последние годы, обвинительные приговоры случаются в Сербии редко. Правительство часто критикуют за отсутствие прозрачности в гостендерах и при реализации инфраструктурных и промышленных проектов. Оппоненты обвиняют Вучича и его правительство в коррупции и связях с оргпреступностью. А среди наиболее известных деятелей режима, чьи имена упоминаются в подобном контексте, — министр финансов Синиша Мали, бывший министр здравоохранения Златибор Лончар, министр без портфеля Ненад Попович и бывший вице-премьер Александр Вулин.

Раздача теплых мест союзникам президента и правящей партии считается самым обычным делом. На днях Вучич не постеснялся рассказать, как устроил одного человека в госкомпанию на зарплату в пять тысяч евро и был очень удивлен, увидев его среди участников протеста.

Вучич не постеснялся рассказать, как устроил одного человека в госкомпанию на зарплату в пять тысяч евро

Пока одни гадают, зачем Вучичу нужно было это саморазоблачение, другие усматривают в этом признаки начавшегося бегства с тонущего корабля.

Каков запас прочности Вучича

Эксперты считают, что пока рано говорить о том, что Вучич может проиграть эту битву. Своим мнением с The Insider поделился исполнительный директор Центра за свободные выборы и демократию (CESID) Боян Клачар:

«Ясно, что существует недовольство правительством, особенно в крупных городах, таких как Белград и Нови-Сад. В то же время Вучич пользуется поддержкой у наиболее дисциплинированной части электората — пенсионеров и сельских жителей. К тому же он опирается на прочную партийную инфраструктуру».

Студенческое движение стало политическим игроком и теперь более открыто участвует в гражданском неповиновении. Но давление еще не стало мейнстримом, оно недостаточно сильное, чтобы власти сдались. При этом студенты в большей степени заняты протестами, чем политической артикуляцией.

«Вучич предпочел бы провести выборы в конце 2026-го или начале 2027 года, и на то есть свои причины (завершение проекта Expo, консолидация власти). Не исключено, что голосование назначат и на более ранний срок, но это произойдет только в случае деэскалации кризиса», — считает Боян Клачар.

Что же касается предыдущих выборов, которые состоялись в апреле 2022 года, то местные и международные наблюдатели сообщали о многочисленных нарушениях и неоправданных преимуществах для Вучича и СПП. Это непропорционально широкий доступ к СМИ, давление на госслужащих и малоимущих, злоупотребление административным ресурсом и т.п.

Многие наблюдатели считают, что у оппозиции по сути нет реальной возможности увеличить свою поддержку. Режим Вучича использует различные тактики, чтобы снизить электоральные перспективы конкурентов: манипулирование сроками выборов, оказание давления на независимые институты, подвоз избирателей из соседних стран или округов.

Помимо государственных СМИ, режим контролирует и множество частных, используя их для дискредитации соперников. Не говоря уже о запугивании и насилии, что привело к снижению политического представительства оппозиционных партий на всех уровнях.

Самая большая ошибка 2000-х

Один из лидеров демократической оппозиции, положившей конец правлению Слободана Милошевича, руководитель Лиги социал-демократов Воеводины с 1990-го по 2022 год Ненад Чанак в интервью The Insider заявил, что трансформация власти в Сербии всё больше напоминает ему диктаторские режимы в России и Беларуси:

«По мере усиления протеста Вучич показал свое настоящее лицо: конституция растоптана, законы не соблюдаются, полиция борется с протестующими при помощи методов, характерных для фашистских режимов. Такое государство показывает, что оно не заинтересовано в сближении с Евросоюзом и цивилизованным миром, оно копирует диктаторские режимы в России и Беларуси. Ясно, что это вызовет массовое сопротивление граждан, поскольку власть бьет по детям, ломает им кости.

Всё началось из-за халатности и коррупции. Реконструкция железнодорожного вокзала была проведена непрофессионально, в результате чего погибли люди, а бывший министр строительства на публике больше не появляется. По некоторым данным, он сбежал в Италию, где купил виллу. И это то, что в итоге произойдет со всей верхушкой: они побегут из страны с украденными миллиардами, оставив Сербию в состоянии глубокого раскола. Последняя крупная кража, которую они пытаются осуществить, — это Expo-2027. Оценки реализации проекта доходят до 17 млрд евро, в то время как Олимпиада в Париже обошлась в 8 млрд евро».

По словам Чанака, в отличие от Слободана Милошевича, Вучич не ведет войны, но в Сербии не осталось оппозиции и независимых СМИ, за исключением одного небольшого телеканала. При этом многие выходцы из режима Милошевича сегодня при власти, потому что не было проведено люстрации, и это большая ошибка 2000-х годов, отмечает Чанак:

«Сегодня мы видим те же лица, что и при Милошевиче: глава МВД Ивица Дачич был пресс-секретарем Соцпартии Милошевича, а Вучич был генсекретарем ультранационалистической Радикальной партии Воислава Шешеля, который осужден в Гааге за военные преступления. То есть через 25 лет после падения режима Милошевича мы имеем ту же команду, которая вообще не должна была находиться в политике. Страна по сути оказалась на грани взрыва.

Тяжелейших последствий можно было бы избежать путем мирной передачи власти и перехода части полиции на сторону протестующих. Сейчас это не выглядит реалистичным, но если смена власти позднее произойдет, люстрация должна стать первоочередной задачей, в противном случае поменяется лишь цвет дубинки, которой будут бить людей».

Регион: Сербия

Распечатать


Все новости